http://radiomm.kz/press-check/48009/
"Press-chek" - программа о гражданском оружии, оружейном законодательстве Республики Казахстан, стрелковых видах спорта и людях, тесно связанных с оружием.
В гостях Чемпион Казахстана по ПС 2016 года, призер международного турнира по ПС "Кубок Азота", Московская область; победитель и призер турниров по пулевой стрельбе "Алтын Ок"; юрист - ДМИТРИЙ ПАН.
Разговор пойдет о гражданском оружии, правилах приобретения, перевозки, вывоза его за пределы страны, о правилах самообороны с использованием оружия, о важности внедрения оружейной культуры, о необходимости и возрасте, когда стоит знакомить молодёжь с оружейной культурой.
Д.П. Любовь к оружию появилась в три года, когда отец в первый раз взял меня на охоту. Я помогал папе чистить и даже заряжать ружье.
Мое первое личное оружие - МР153 приобрёл в 2004 для охоты.
А.Я. Практическая стрельба - молодой, малоизвестный вид спорта для Казахстана… Как Вы оказались в этом спорте, что увлекло?
Д.П. Из-за неимения достаточного количества информации об этом виде спорта я ассоциировал его с военным делом, намеренно сторонясь. После того, как мои друзья и родственники начали заниматься этим спортом я заинтересовался, посетил полигон, чтобы посмотреть. Понравилось. На третий раз купил ружье, приехал на тренировку.
А.Я. Помогают ли навыки практической стрельбы на охоте?
Д.П. Для меня основа — это охота, а потом уже практическая стрельба. В моем багаже навыков много упражнений, элементов ходовой охоты, которые помогают достигать высоких результатов в практической стрельбе.
А.Я. Товарищ, увлекающийся стендовой стрельбой, поделился мнением, что чем больше он тренируется, тем меньше оставляет шансов дичи. Пожаловался, что скорее бросит тренировки, чем оставит охоту. Потому, что охота превращается в глупое убивание животных на количество. Его перестает это интересовать.
Д.П. Стендовая стрельба очень близка к охоте, особенно дисциплина Компакт Спортинг (имитация повадок диких животных). Да, такие тренировки помогают достигать высоких результатов на охоте. Но цивилизованные охотники не ставят себе цель убить много. Лицензия выдается на ограниченное количество дичи.
А.Я. Мои охотничьи принципы не позволяют мне убивать более определенного количества, назначенного на конкретный день. Если я намерена «взять», к примеру, три утки, в четвертую я даже не буду стрелять.
Д.П. К сожалению культура любительской охоты в странах бывшего Советского Союза очень низкая. На сегодняшний день идет массовое истребление дичи. Та культура, которая была, мы ее теряем, если не потеряли окончательно. Но надеюсь в будущем все будет по-другому.
А.Я. Практическая стрельба объединяет три вида оружия: пистолет, ружье, карабин. Кроме основного увлечения ружьем Вы развиваетесь в другой дисциплине?
Д.П. Да, сейчас я активно стреляю как из ружья, так и из карабина.
Идет подготовка к выступлению на Чемпионате мира, который пройдет в России в 2017 году.
А.Я. Почему не увлекла дисциплина «Пистолет»?
Д.П. Пистолет — интересное оружие, но заниматься им трудно по ряду объективных причин: недоступность (пистолет не продается гражданскому населению), дорогие патроны, дорогое оружие. Другая причина в том, что распыляться среди трех дисциплин очень сложно. Я старюсь выбрать наиболее близкое мне оружие.
А.Я. Сколько денег тратится на тренировки?
Д.П. Я стараюсь не считать. Хочу отметить, что это не дешевый вид спорта.
А.Я. Как общество относится к людям, тесно связанным с оружием?
Д.П. Противоречиво, иной раз полярно. Но мое окружение относится положительно. Они знают много об оружии, я показываю им какие-то вещи, связанные с этой темой. Со своей стороны они видят какие-то положительные моменты владения оружием.
А.Я. Изначально в качестве главной идеи сегодняшнего выпуска мы задумывали рассмотреть явление «хоплофобия». Хотелось пригласить двух оппонентов, отстаивающих разные мнения. Но я, находясь в окружении людей близких по духу, пока не смогла найти человека, защищающего противоположное мнение. Тем не менее редко, но с такими людьми приходится сталкиваться. Особенно в
интернете под публикациями о спорте. В комментариях появляются очень неприятные отзывы, в которых чувствуется страх перед оружием, спортсменов воспринимают как потенциальную угрозу. Хотя здравомыслящий человек понимает, что опасность представляют не профессиональные стрелки, а опасность представляет человек с оружием, без навыков безопасного обращения с ним. Вот кого стоит бояться.
Д.П. Совершенно верно. По моему мнению общество Казахстана толерантно относится к оружию. Но есть люди, негативно относящиеся к оружию, хотя их значительное меньшинство. Вероятно это от непонимания, от отсутствия достоверной информации, от отсутствия статистики преступлений, совершенных с легальным или с незарегистрированным огнестрельным оружием. Люди видя это со стороны, и не вдаваясь в детали, формируют негативное мнение.
А.Я. Прошел год, как население лишили права владеть короткоствольным травматическим оружием. Отразилось ли это на статистике преступности?
Д.П. В сторону сокращения преступности никак не отразилось. Раньше человек мог законно носить с собой травматическое оружие и применить в целях самозащиты. У преступника оружие было всегда. Что мы имеем сегодня: оружие у преступников осталось, потому, что ограничения их не коснулись. Теперь у преступников есть полная уверенность, что у добропорядочного гражданина не будет возможности защититься.
А.Я. Из оружия самообороны что на сегодняшней день граждане РК могут приобрести?
Д.П. До двух единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Которое можно хранить дома, не вынося из дома.
А.Я. А как же быть, если мне надо перевезти оружие на дачу для тех же целей. Или в ремонт оружейному мастеру?
Д.П. В законодательстве существует огромный пробел. Выдается разрешение на хранение, но не на транспортировку. По пути меня могут остановить и спросить разрешение на ношение. Это может стать причиной возникновения спорных ситуаций.
А.Я. Можно ли приобретать и использовать гражданам РК электрошокеры на законных основаниях?
Д.П. Можно покупать при получении специального разрешения. Так же как и для газовых пистолетов. Для приобретения газовых баллончиков разрешения не требуется.
Для получения разрешения необходимо собрать некоторые справки из мед. учреждения, из псих/нарко диспансеров, прослушать курс безопасного обращения с оружием и сдать зачет на знание правил. Этот курс можно прослушать в спец. центре на стадионе Динамо.
А.Я. Существуют ли ограничения по использованию оружия при самообороне?
Д.П. К сожалению, институт самообороны в Казахстане слабо развит и практически не работает. Да, возможно стать преступником и получить реальный срок за защиту своей семьи и близких. Превысить допустимые меры самообороны не сложно, особенно в состоянии стресса, когда грань между реальной и мнимой угрозой тонкая.
А.Я. Каковы мои законные действия, если в мой дом залезли преступники? Бежать к сейфу, в котором за замком хранится оружие, а патроны хранятся за двумя замками? Или с криками убегать из дома? Как мне себя защищать?
Д.П. В наших реалиях, если есть возможность убежать, то лучше убежать. Раньше следователи разграничивали… Относится ли случай к необходимой самообороне или человек превысил ее, выстрелив тогда, когда мог убежать.
А.Я. Значит не зря я, имея навыки стрельбы, получаю навыки быстрого бега…
Д.П. Да, одно другому не помешает. В некоторых ситуациях лучше убежать.
А.Я. Стрелковые матчи - место концентрации вежливых и доброжелательных людей. Соревнования, помимо основной цели, несут в себе некий тусовочный характер: жаркие объятия, светские беседы, общие темы, не связанные со стрельбой. Многие стрелки общаются друг с другом и вне стрельбища.
Д.П. Да, это можно назвать братством. Люди на полигонах встречаются, приобретают друзей. Люди, выступающие на соревнованиях, — это очень общительные люди. Собирается очень хороший, здоровый, доброжелательный коллектив.
А.Я. Упомянув про комплексы, я вспомнила разговор с человеком, который обозначает себя неким «ботаником» с оружием… Он поделился, что причастность к оружию и победы на
соревнованиях дают ему возможность почувствовать себя мужественным.
От себя скажу, что со временем сознание деформируется, трепет пред оружием, как перед чем-то неординарным, пропадает. Начинаешь воспринимать его как спортивный инструмент. Хотя изначально допуск к оружию давал мне ощущение причастности к милитари теме. Если проследить за тенденцией в спорте, то можно заметить подобную трансформацию: со временем спортсмены тюнингуют оружие в яркие цвета, надевают красивые спортивного вида футболки, более не используют камуфляж, не применяют человекоподобные мишени, максимально отдаляясь от военной темы. Происходили такие же изменения в сознании у Вас?
Д.П. Нет, я изначально относился к оружию как к инструменту и предмету увлечения. Я люблю оружие, но никоим образом не ищу в нем способа почувствовать себя мужественнее. Я не для этого пришел к оружию. Согласен, что есть люди, приходящие для этой цели.
А.Я. Несмотря на толерантное отношение общества к оружию, количество владеющих и активно стреляющих людей очень мало. На примере ПС, каково в нашей стране количество активных участников?
Д.П. Не много. По Алматы и Алмтинской области это не более сорока активно участвующих спортсменов.
А.Я. При обсуждении прав на владение гражданским оружием нельзя не вспомнить о США, использовав как пример. По статистике количество единиц огнестрельного оружия на руках у населения составляет 300 млн, при численности населения США 325 млн человек. Если взглянуть на статистику преступлений, можно сделать вывод, что после легализации гражданского оружия обстановка не ухудшилась. Скорее наоборот.
Д.П. Да согласен. Но Америка не уникальная страна, есть и другие страны с подобным подходом. Но в Америке провозглашено право владеть оружием в Конституции. Сегодня оружие в Америке - нормальный атрибут каждого гражданина.
А.Я. Мне непонятна постоянная ссылка на так называемый «местный менталитет». У наших дедов были ружья, у народов северных - оружие часть обихода, впрочем, как и у всех кочевых народностей… В какой момент наш менталитет стал другим? С какого момента появилась боязнь, что люди друг друга перестреляют?
Д.П. В какой-то мере я согласен с этим мнением. Если сейчас людям дать возможность приобретать короткоствольное оружие, первое время будут какие-то инциденты, как происходило с травматическим оружием. Но это нормальная эволюция. Чтобы человек к чему-то привык должен пройти какой-то промежуток времени, чтобы появилась культура владения. Сегодня этой культуры нет. Но если не начать развивать ее, то она сама не зародится. Та же Америка наверняка пережила подобное.
А.Я. Американская столица Вашингтон. После оружейного запрета в 1976 наблюдался резкий рост преступности. Похожая картина в Чикаго, где, вопреки одному из самых жестких на территории США оружейных законов, наблюдается взрывной рост преступлений с применением огнестрельного оружия. Ужесточение законодательства никоим образом не способствует снижению криминальной активности.
Д.П. Обратный эффект, как я говорил ранее, преступники чувствуют себя вольготнее осознавая, что жертва не сможет противостоять.
А.Я. Хочется вспомнить о штате Вирджиния - одном из самых лояльных к оружию штатов. Гражданин, не имеющий собственного оружия, неспособный самостоятельно защитить свое жилище, облагается дополнительными налогами, увеличивается объем страхового взноса. Мне кажется это справедливым, ведь твоя неспособность самостоятельно справиться со своей защитой создает дополнительную работу правоохранительным органам. Вооруженное общество – главный помощник полиции. Поэтому в США на 10 тысяч человек населения полицейских в два с половиной раза меньше, чем в России, и в два раза меньше, чем в Казахстане.
Д.П. В США граждане имеют право самостоятельно защищать свое имущество, честь и достоинство.
Институт самообороны функционирует в полную меру. Люди действительно в праве защищать свое имущество и здоровье. У нас легализация того же короткоствола, при отсутствии нормально работающего института самообороны, приведет к проблемам. Прежде
всего надо развивать этот институт, четко разграничить рамки дозволенного: когда я могу и когда не могу стрелять, когда могу защищаться, а когда не могу. Конечно, наивно ждать этого свода правил в ближайшем времени. Однако не стоит забывать, что прежде всего жизнь и здоровье человека стоят превыше всего, и это надо учитывать при рассмотрении уголовных дел, связанных с самозащитой.
А.Я. Упоминая о ценности человеческой жизни, пацифисты используют в качестве неоспоримого аргумента примеры применения оружия с летальным исходом. Однако, при более подробном изучении статистических данных видно, что в автокатастрофах гибнет значительно большее количество людей, от пищевых отравлений и алкоголя умирает в два раза больше, чем от применения оружия. Следуя логике кричащих про запрет оружия, которое якобы само по себе убивает, стоит запрещать автомобили, еду, алкоголь, столовые предметы и предметы быта, вплоть до табуреток. Ведь в понимании уголовного дела орудием выступает любой предмет, которым были нанесены увечья. Так ведь?
Д.П. Совершенно верно, в данном контексте орудие убийства – это оружие.
А.Я. В советское время оружейная культура прививалась государством: доступны были стрелковые секции при ДОСААФ, на уроках НВП разбирали автомат Калашникова, и ни у кого это страха не вызывало. Почему ж детей перестали обучать защищать свое государство? В чем кроется причина сегодняшнего страха перед оружием? Незнание? Отсутствие опыта?
Д.П. Это вопрос к Министерству Образования. Я считаю, что человек должен знать оружие и уметь с ним обращаться. Тем более юноши, мужчины.
А.Я. С какого возраста надо приучать ребенка к оружию?
Д.П. Чем раньше, тем лучше. Я первый раз выстрелил в четыре годика. Меня ловили, ружье держали, я ждал отдачи, но никогда не боялся. Мне нравилось попадать в цель. У меня знакомство сложилось в таком возрасте. Но пожалуй это рано. Если говорить о спортивных секциях пулевой стрельбы из пистолетов малокалиберных, то можно начинать с десяти – двенадцати лет. Если говорить о приобретении огнестрельного оружия для регулярных тренировок, то это только после наступления совершеннолетия. Главное - не навязывать ребенку против воли.
А.Я. Поделитесь пожалуйста опытом, какие действия надо совершить, какие собрать документы человеку, намеревающемуся вывезти личное оружие за рубеж для участия в соревнованиях или для охоты. Каковы требования к перевозке оружия в самолете или поезде.
Д.П. В странах ЕС процедура перевоза упрощена. В странах ЕАС необходимо получить документальное приглашение на соревнования от организаторов. У себя в органах встречающая сторона получает разрешение на ввоз оружия. Я с приглашением и копией разрешения обращаюсь в органы МВД РК с заявлением для разрешения на вывоз. Форма единая по всем странам СНГ на вывоз и ввоз. По приезду на соревнования оружие сдается на хранение в соответствующие организации. Гостиница не предусматривает хранение оружия. Требование к перевозке оружия, предусмотренное законодательством: оружие перевозится в разряженном зачехленном состоянии. Требования к кейсам или замкам диктуется конкретной авиакомпанией-перевозчиком. Прежде чем бронировать билет, необходимо связаться с перевозчиком, предупредив о транспортировке оружия и уточнить правила перевозки.
А.Я. Что считается основными частями оружия, а что можно свободно приобретать, заменять без оформления специальных разрешений?
Д.П. Законодательство РК четко не определяет какие составные части являются оружием. Но на мой взгляд это ствол, ресивер, затвор. Не уверен, относится ли к этому УСМ. Я бы отнес к основной части, хотя УСМ можно заказать по почте. Отношение к этой детали противоречивое.